watermelon83 (
watermelon83) wrote2025-05-31 10:21 am
Entry tags:
К Дюнкерку
Интересно, легенда о том, что Гитлер намеренно позволил британцам спастись из Дюнкерка — ещё жива? В своё время это было довольно популярное учение — с массой, так сказать, сект…
Одни утверждали, что фюрер мыслил категориями «саксонского родства» и не хотел видеть разгрома англичан. «Мы едины духовно», вот это всё.
Другие упирали на то, что Гитлер руководствовался политическими причинами: возьмёшь-де в плен всю кадровую армию Британии — а в Лондоне обидятся и не заключат потом мир.
(Один выдающийся российский военный мыслитель и «написатель» предисловий к чужим книжкам — Гончаров? Больных? — не помню, а ведь были «звёзды» — вообще написал, что для полумиллиардной империи потеря тех войск — тьфу, пустяк, а эвакуация напуганных солдат только подорвала оборонительные возможности Великобритании.)
Были, наконец, и такие, кто утверждали, что Гитлер, как опереточный злодей, пожелал, чтобы вся слава Дюнкеркской победы досталась «его» национал-социалистическим Люфтваффе, а не реакционным кайзеровским генералам вермахта. Но итог один — фюрерский «стоп-приказ», благодаря чему британцы бросают всю технику и часть французов, но уплывают. Увы и ах.
Так почему? На самом деле особой тайны в Дюнкеркском «чуде» нет.
Прежде всего, надо держать в уме то обстоятельство, что на тот момент ни Гитлер, ни его военные помощники ещё не были уверены в том, что Западная кампания уже выиграна. С начала немецкого наступления прошло чуть больше двух недель, и всей картины в гитлеровской Ставке не видели, а потому всё время ожидали новой битвы на Марне, то бишь французской попытки нанести контрудар.
(И постоянно одёргивали «полевых генералов», впечатления которых, естественно, были ярче — и потому куда оптимистичнее.)
Более того, можно утверждать, что фюрер психологически оказался не готов к тому успеху, который принесли ему Арденнский план Манштейна и Седанский прорыв Гудериана. Изначально-то ведь он собирался занять Бенилюкс, косвенно создав угрозу английскому побережью, и уже потом определиться с дальнейшими операциями против Франции.
Предложенный Манштейном «удар серпом» заменил планировавшееся вытеснение союзных войск их разгромом и окружением, но фюрер продолжал мыслить прежними категориями. Это подтверждается многочисленными свидетельствами — только в начале июня, когда стало очевидным, что французы остались без подвижных резервов, опасения в Ставке сменились безудержным ликованием.
Это и было тем главным, определяющим фактором, заставившим фюрера остановить свои танки у Дюнкерка. Панцеры не должны были втягиваться во фронтальные бои на неудобной местности против второстепенного — в военно-сухопутном значении — противника. Ведь непосредственной угрозы эти британские войска уже не представляли, а вот танки нужны были для «решающих боёв» во Франции.
(Забавно, что на первом этапе ВМВ фюрер чаще всего склонялся к ортодоксальным, если не осторожным, военным решениям.)
Надо учитывать ещё и то, что сама возможность быстрой эвакуации четырёхсоттысячной армии представлялась тогда весьма сомнительной. Блиц над Англией ещё был впереди, и Люфтваффе считались способными, если не прервать эвакуацию вовсе, то задержать её до подхода немецкой пехоты с артиллерией. Зачем же рисковать всей кампанией? Понятно было, что прижатые к морю британцы атаковать уже не будут.
Наконец, ни Гитлер, ни Манштейн справедливо не верили в то, что Великобританию можно вывести из войны, нанеся ей поражение на суше. Пленение британских войск под Дюнкерком, безусловно, приблизило бы победу над ней, но фюреру-то приходилось выбирать между Лондоном и Парижем. И он выбрал Париж, потому что разгром французской армии, невозможный без танков, совершенно точно означал бы капитуляцию всей Франции.
В отличие от.

no subject
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya/?utm_source=frank_comment), История (https://www.livejournal.com/category/istoriya/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
no subject
Нну, начнём с того, что сокрушительность арденнского прорыва вытекала из броска высокомобильных частей англофранцузов в Бельгию. Без — ну да, немцы схавали бы Бенилюкс и занялись отражением неизбежного флангового контрудара, который было бы чем наносить, а не вот это всё.
Бросок в Бельгию был опциональным, такшта для немцев силы и методы в такой операции оставались предметом гаданий, а вероятность реализации никогда не равнялась 100%.
С другой стороны, стратегически вся войнушка поначалу была импровизацией: "мы нападём на Польшу, французы будут сидеть за линией Мажино — Я уверен! — а потом посмотрим; надо обеспечить северный фланг — Дания, Норвегия — а потом посмотрим; ой, что-то мне стрёмно сидеть в блокаде, даже в полублокаде, надо разбить Францию, а потом посмотрим" — и т.д. К моменту дюнкеркского стоп-приказа очередное "потом" не наступило ещё.
no subject
no subject
я читал версию, что релоканты из гулага наладили в Англии производство авиационного бензина, на котором спитфайры дико залетали и превзошли мессершмиты, так и победили
no subject
С учётом того, что в гулаге высокооктановый бензин был импортным дефицитом, версия выглядит примерно так: приезжает релокант в Англию и видит, что для производства такого бензина всё есть, а делать-то его и не делают.
— Ёпта! — восклицает релокант — у нас-то, в гулаге, такое делать просто не из чего и не на чем, а тут-то всего лишь умного человека не хватает! А вот и есть умный человек — я!
Это вполне обыденная история, надо только учесть, что такое явление рояля из кустов работает в случае, когда покупка рояля предусмотрена, место под него выделено, пианист нанят и уже обсуждается вопрос, где и какой рояль приобрести.
no subject
да хуета, несомненно
no subject
Ну как — возьмём, для примера (такое, чтобы побольше), Манхэттенский проект. Навскидку — Энрико Ферми и Бруно Росси это чистый аналог релокантов из гулага; а вообще релокантов там столько, что надо ещё поискать, кто не релокант.
Вариант вполне рабочий, но есть нюанс.
no subject
no subject
"Я видел нечто, во что вы, люди, просто не поверите..." сказал релокант нексус5 и помер.
no subject
no subject
не, ну были, были, их не могло не быть, это всё же не мексика или аргентина.
абельсона, кстати, не вспомнил и с тычка (
no subject
не в англии, а в сша. но таки бежавший из сссРа ипатьев
no subject
no subject
26 May - 4 June 1940
Operation Dynamo, the evacuation from Dunkirk, involved the rescue of more than 338,000 British and French soldiers from the French port of Dunkirk between 26 May and 4 June 1940. The evacuation, sometimes referred to as the Miracle of Dunkirk, was a big boost for British morale. Prime Minister Winston Churchill recognised however that the greatest challenge still lay ahead, as Nazi ambitions now turned toward Britain.
Admiral Bertram Ramsay directed the evacuation. Ramsay had retired before the war but was recalled in 1939. He and his staff worked in a room deep in the Dover cliffs that had once contained a dynamo, a type of electrical generator, giving the operation its name.
Dynamo' began on 26 May. Strong defences were established around Dunkirk, and the Royal Air Force sent all available aircraft to protect the evacuation. Over 800 naval vessels of all shapes and sizes helped to transport troops across the English Channel. The last British troops were evacuated on 3 June, with French forces covering their escape.
The gently shelving beaches meant that large warships could only pick up soldiers from the town's East Mole, a sea wall which extended into deep water, or send their boats on the beaches to collect them. To speed up the process, the British Admiralty appealed to the owners of small boats for help. These became known as the 'little ships'.
Churchill and his advisers had expected that it would be possible to rescue only 20,000 to 30,000 men, but in all 338,000 troops were rescued from Dunkirk, a third of them French. Ninety thousand remained to be taken prisoner and the BEF left behind the bulk of its tanks and heavy guns.