watermelon83: (Default)
watermelon83 ([personal profile] watermelon83) wrote2013-09-18 10:33 am

Воспоминания о семье

Думаю стоит это записать сейчас, пока живительная сила маразма не заставила умолкнуть эти голоса навсегда. Все таки масса свободного времени имеет некоторые преимущества, особенно для таких, несклонных копаться в себе, людях как я.

В этом посте я попытаюсь восстановить рассказы бабушки и дедушки о ВОВ. Они интересно дополняют друг друга, учитывая то, что мой дед был призван в мае 1940, а бабушка пережила немецкую оккупацию 14-летней девчонкой.

Итак, начнем вспоминать.

Надо сказать, что дедушка не очень любил рассказывать о войне, о причинах я могу лишь догадываться: жалость к внуку, тяжесть воспоминаний или что либо еще. Но то что он рассказал было весьма интересно.

Войну он встретил на границе с Польшей, в Украине, радистом. Первые недели войны по его словам были такими: бомбежка, командир полка и комиссар убиты/пропали, они группой из 40 солдат пробирались лесами. В итоге, в количестве 5 бойцов они вышли к своим. Формировались какие то сводные, смешанные части из разбитых, в одну из таких он и попал. В августе он воевал где то под Киевом.

Мне запомнились несколько его рассказов того периода.

Над их позицией летало два немецких самолета, мессера(Bf.109), видимо они находились в режиме "свободной охоты". Их атакуют двое наших, "фанерных" биплана (видимо И-153 «Чайка») их сбивают. Через несколько минут прилетают еще семь таких же, немцы методично сбивают все наши самолеты и уходят.
Один его сослуживец, из такой же разбитой части, рассказал как чуть не попал в плен, по его словам дело было так: он пробирался к своим, один, и где то в районе Днепра увидел бронемашину, подумал что это наши и бросился к ней. Оказалось - немецкая. Парень думал, что все - конец, но из люка высунулся чумазый фриц (ганс, бош, джерри) и дружелюбно улыбаясь помахал рукой в сторону советских позиций - беги мол.
Другой рассказывал как их группа в ничейной еще деревне застрелила кабана, для хозяйки, поела-попила, реквизировала какую то пролетку и покатила в сторону наших позиций. Там их чуть не расстреляли, но, то ли начавшийся бой, то ли что то еще, спасло им жизни.
О достоверности этих историй судите сами.


О самих боях дед говорил скупо, звучало это примерно так: неумело воевали. Пошлют батальон на деревню, он там поляжет. А завтра новый, на нее же гонят. Все в лоб. Мертвых немцев впервые увидели зимой 41-42.
В феврале 1943 дедушка был тяжело ранен, и более не воевал. Он прожил долгую счастливую жизнь, работал инженером-электриком и умер в 2006 году, в Сочи.

Бабушке досталось тяжелее, она пережила оккупацию. Но рассказала она намного больше.

Начало войны все встретили относительно спокойно, первое время ожидалось, что она продлится недолго, месяц-два. Когда стало ясно, что сюжет фильма "Если завтра война" не повторится, начали ходить слухи: кто то говорил, что немцы распускают колхозы и жизнь на захваченных территориях намного лучше, другие - что немцы никого не щадят. Один день - верили одним слухам, другой - другим. Зимой 1941-42 все думали что война закончилась.
Падение советской власти началось со взрывов на заводах, ее отец, коммунист, участвовал в этих мероприятиях, но об этом чуть позже. Потом шли колонны наших, отступающих солдат. Жители спрашивали у них - вы что, уходите? бабушка (ей, напомню, было 14) тоже подбежала к бойцу и спросила - вы нас бросаете? тот ответил - нет, просто меняем позиции.

10 июля 1942 года немцы вошли в Лисичанск. Но перед этим, целый день, все грабили продуктовые склады. Тащили крупы, соль, спички, консервы. В один из таких заходов бабушка сильно порезала пятку, об какую то разбитую бутылку, поэтому много наша семья унести не смогла.
Немцы пришли так: долгая тишина, потом стрекотание и на улице появляется мотоцикл, с коляской. В нем немец, в тяжелых очках, от песка. Мотоцикл медленно проехал по улице, сделал круг, и исчез. А через полчаса, по словам бабушки - повалили немцы. Их было очень много, машины, легковые и грузовые, многие солдаты играли на гармошках. Похожее описание я потом встретил в "Молодой гвардии".

В наш дом поселили двух летчиков, молодых парней, лет 20-25. По словам бабушки они были оглохшие и находились, как бы, на лечении. Судя по всему эти летчики летали на Ю-87, знаменитом пикирующем бомбардировщике, с его иерихонской трубой. Всех очень удивляло, то что они носили какие то шорты и галстуки. Под кроватью у них стояла огромная кадушка с медом, они охотно угощали им всю семью. Через месяц они уехали.

Все боялись румын. Говорили что они намного хуже немцев, жестокие, отберут все, изнасилуют, убьют. Видела их автоколонну - цыгане. Две девушки, их соседки, дочери то ли кулака, то ли просто бывшего радовались приходу немцев: нам вернут дом. Потом они ушли с ними и больше о них ничего не было слышно.

Немцы, по воскресеньям, включали патефон/граммофон, у какого то здания комендатуры, танцы. Был староста - по словам бабушки, жители сами упросили его принять этот пост, он предупреждал о облавах для вывоза в Германию на работу. После освобождения города его не тронули.
Облав - боялись. Детей, подростков отправляли в лес, переждать.

Голодали, продукты были в дефиците.

Осенью 42 в дом постучался отец, в совершенно изможденном виде. Оказывается отступить со всеми не удалось и он несколько месяцев прятался в лесах, заболел и, по его словам, пришел умирать. Мама рыдала, говоря, что теперь нас всех (4 дочки) расстреляют. Спрятали его в подвале.
Разумеется, скоро немцы узнали, донесли свои. Пришел полицай и какой то немец, в фуражке, по видимости - офицер. Полицай указал на отца, мол большевик и т.д. Мама и все дочери упали на колени и начали, рыдая, просить не убивать его, что он тяжело болен и никакой опасности не представляет. Немец постоял, посмотрел и молча ушел. Отца не тронули, но после войны забрали партбилет, дескать должен был партотряд создавать или искать уже существующий. Умер он в начале 50-х.

Самое тяжелое время наступило весной 1943 - сначала немцы оставили город, потом - вернули. Сильно бомбили, свои-чужие. Прятались на огороде, в выкопанной землянке, под настилом из досок и того, что осталось от дома. Во время одной бомбежки их засыпало-завалило, но откопали соседи.

Наших встречали с огромной радостью, это было счастье и избавление. Старшая сестра потом работала в трофейной комиссии, в Германии, переводчицей. Надежные немецкие часы-маятник и прекрасный сервант прослужили до конца 90-х, и были проданы, увы, при переезде. Бабушка тоже прожила долгую, счастливую жизнь, стала бухгалтером и умерла в 2008 году, в Сочи.

---

Bf.109 и J-87
Messerschmitt Me 109 und Junkers Ju 87
«Messerschmitt Me 109 und Junkers Ju 87» на Яндекс.Фотках

И-153 «Чайка»

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дед (справа) с другом, 1946 г.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Родители моей бабушки (крайняя справа) и ее дети.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Бабушка в молодости (да, я кэп)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

День свадьбы.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Первая дочь.

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

На работе

Посмотреть на Яндекс.Фотках

Лисичанск (фото примерно 1952-53 гг.)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

[identity profile] anna-bpguide.livejournal.com 2013-09-18 08:16 am (UTC)(link)
спасибо

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2013-09-18 09:03 am (UTC)(link)
вам спасибо, за спасибо)

[identity profile] social-me.livejournal.com 2013-09-18 10:13 am (UTC)(link)
как трогательно

[identity profile] outlier-v.livejournal.com 2013-11-07 10:22 am (UTC)(link)
Спасибо. Очень интересно.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2013-11-07 02:38 pm (UTC)(link)
рад что вам было интересно )

[identity profile] smowc.livejournal.com 2013-11-07 02:30 pm (UTC)(link)
Спасибо.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2013-11-07 02:37 pm (UTC)(link)
вам спасибо, что прочли

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2017-03-28 11:05 am (UTC)(link)
Your entry Воспоминания о семье (http://watermelon83.livejournal.com/14240.html) was reposted at LiveJournal Media - Воспоминания о семье (http://watermelon83.livejournal.com/14240.html)

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2017-05-08 05:33 am (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[identity profile] green-olivca.livejournal.com 2017-05-08 06:26 am (UTC)(link)
Сспасибо! Очень интересный рассказ.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2017-05-08 06:39 am (UTC)(link)
а как вы тут оказались? вижу, что старый пост в топе, не пойму отчего

[identity profile] green-olivca.livejournal.com 2017-05-08 10:00 am (UTC)(link)
Из уведомлений по топу и пришла. Видимо, в топ собирают то, что к военным воспоминаниям относится каким-либо образом. Рассказ понравился, вот и поблагодарила.

[identity profile] doctor-sidorov.livejournal.com 2017-05-08 06:36 am (UTC)(link)
Прекрасно!

[identity profile] tol tolich (from livejournal.com) 2017-05-08 07:03 am (UTC)(link)
У каждого есть свой маленький подвиг.

[identity profile] eglor.livejournal.com 2017-05-08 07:38 am (UTC)(link)
гы, пост вытащили в топ :)

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2017-05-08 07:43 am (UTC)(link)
да, причем не пойму кто или как

разнарядка пришла что ли, "Бессмертный полк" и все дела

[identity profile] eglor.livejournal.com 2017-05-08 08:07 am (UTC)(link)
диды в тренде, 8 мая жеж.

[identity profile] promif.livejournal.com 2017-05-08 07:57 am (UTC)(link)
\неумело воевали. Пошлют батальон на деревню, он там поляжет. А завтра новый, на нее же гонят\

Главной причиной поражений Красной Армии в первые два года было низкое качество командования.

[identity profile] matthew fox (from livejournal.com) 2017-05-08 07:58 am (UTC)(link)
Спасибо)

[identity profile] ms-gregorianka.livejournal.com 2017-05-08 08:00 am (UTC)(link)
А у нас были финны... Семья моей бабушки была в финском лагере, она тоже рассказывала немного. Как картофельные очистки ели, например. Как старшего брата, подростка на тот момент, избили так, что он оглох.

[identity profile] sunny-lion-77.livejournal.com 2017-05-08 08:01 am (UTC)(link)
Спасибо!

[identity profile] amelivalenti.livejournal.com 2017-05-08 08:03 am (UTC)(link)
Да. С нашими бабушками и дедушками
ушла целая эпоха.
А какие лица на старых фотографиях.
Они просты, но преисполнены достоинством.
Меня это всегда просто завораживает.

И да. С Праздником!

(Anonymous) 2017-05-08 08:23 am (UTC)(link)
Повезло, что бабушка пережила немецкую оккупацию...

[identity profile] staatsieherheit.livejournal.com 2017-05-08 09:24 am (UTC)(link)
Воспоминания всегда очень интересны, но не всегда имеют отношение к реальности. Что-то забывается, что-то трактуется неверно, особенно часто это было при СССР.
Я это совершенно не о приведенных воспоминаниях, а вообще. Просто давно хотелось высказаться, а тут такой повод...))))
Вот пример из Фадеевской "Молодой гвардии" (ЧАСТЬ ВТОРАЯ, Глава тридцать шестая), которую мы изучали в школе и которую подавали как пример правдивого описания происходившего тогда, да и сам Фадеев жил в то время и был в курсе происходящнего больше любого из нас.
Итак: "...немецкий лейтенант бил наотмашь по лицу румынского фельдфебеля, а перед взбешенным полковником, похожим на поджарого оскаленного пса, стоял навытяжку офицер румынской оккупационной армии в салатной форме и что-то бессвязно лепетал на языке древних римлян."

Никогда у румын не было никаких фельдфебелей (plutonier major, plutonier aide - это совсем не фельдфебель и система звания ближе была к французам, а не немцам), не было никаких салатных форм у румын никогда, у них всегда была форма цвета темного хаки, и уж конечно, румынский - это абсолютно не язык древних римлян.

Зачем Фадееву было столько вранья и отсебятины в одном только предложении?

[identity profile] leovigild grusdaupf (from livejournal.com) 2017-05-09 06:45 pm (UTC)(link)
Уважаемый господин, спасибо, что просветили темных лучами своей просвещенности. Очень важное замечание было по "фельдфебелю" и "салатовому цвету", где ж Вы раньше то были, уважаемый, это же в корне меняет дело. Ну а насчет румынского языка, действительно, Сан Саныч Фадеев не имел серьезного образования и мог не знать какая связь румынского языка с Latina vulgata, видимо ему кто-то подсказал, но в отличие от Вас ему было этого достаточно, для того чтобы знать, что эта связь есть. А вот когда современный "просвещенный" не знает этого при наличии современных возможностей это знать, вызывает некоторое недоумение.

[identity profile] staatsieherheit.livejournal.com 2017-05-09 08:31 pm (UTC)(link)
Ну как же не ответить на столь куртуазный и вежливый комментарий от столь уважаемого и несомненно ученого господина, как вы. Меня обсуждаемая фраза задела, так как я привык доверять написанному классикам и изучаемому нами еще в советской школе. Эта фраза почему-то четко запомнилась. А тут в друг оказывается, что классик не совсем владел информацией, мягко говоря, как минимум в некоторых аспектах.
Однако только современные "просвещенные" могут на полном серьезе полагать, что язык древних римлян - это то же самое, что румынский язык образца 1940-х годов 20 века.
Потому что, румынский язык, типологически относящийся к балкано-романской подгруппе восточно-романской группы индоевропейской семьи языков — самый своеобразный в группе романских языков, обнаруживающий черты так называемых контактных языков, образовавшихся на стыке нескольких языковых ареалов, в частности, балканского языкового союза.
Румынский язык, является пятым по распространённости языком романской группы, из-за типологических различий, в сравнительной лингвистике именуется также дако-румынским

Да, первичная романизация привела к появлению восточно-романского диалекта, получившего наименование «балканская латынь», в значительной степени сохранявшей типичные романские черты. Однако, длительные многоуровневые контакты балканской латыни с южными и восточными славянскими языками привели к трансформации изначальной латинской языковой системы и образованию собственно румынского языка.
Таким образом, романизация началась ещё до захвата Дакии Римом и продолжалась после ухода Рима с территории Дакии, однако на этом этапе формирование языка румын было ещё далеко от завершения.
Проводником славянского влияния служил также славянский алфавит (кириллица), принятый в румынской письменности начиная с первых ее памятников (16 в.) вплоть до замены латиницей после образования объединенной Румынии в 1862.
Коэффициент лексического сходства румынского языка и современного итальянского составляет 77% - ровно столько же, сколько у русского и польского.
Эти данные – не тайна, и доступны хотя бы в википедии, в статье «лексическое сходство».
Сильно ли это помогает русскому понимать беглый польский? Практически не помогает, или будете спорить?
И вот Фадеев, которого вы с непонятной вальяжностью и панибратством называете Сан Санычем, на полном серьезе пишет что-то о румынском офицере, лепечущем на языке древних римлян.
Аха, с точно такой же достоверностью можно писать в древнеславянском языке в устах командира Красной армии. ))))

(Anonymous) 2017-05-11 08:32 pm (UTC)(link)
Да разве в том суть, какого цвета была форма? Стоит ли вылавливать блох там, где важна суть?

[identity profile] staatsieherheit.livejournal.com 2017-05-11 08:47 pm (UTC)(link)
А одно другому не мешает, о любознательный Анонимус.
Суть все уловили правильно.

Вылавливать блох, несомненно, нужно. В современном мире очень ценится качество.

Это отличает авторов, серьезно и ответственно относящегося к своему труду и уважающему читателей.
А то получается смешная и нелепая туфта англо-американских кинематографистов об СССР - от "Красного рассвета", всяких "Ремб", сериала "Airwolf", где есть серия о русских (овноурсы, штандартен-генерал Гоголь, выхода и прочее - о чем отлично написано в посте "Airwolf, блять...") и прочего бреда.

А вот что мешало автору узнать такие мелочишки и детальки? Ведь "дьявол кроется в мелочах".
Сам же Фадеев, наверняка пленных румын видел...
И наоборот - насколько был бы прекрасен труд, обладающий не только сутью и идеей. но и достоверными деталями, передающими суть эпохи - тогда его труд приблизился бы к документальному, на который можно было бы ссылаться.

[identity profile] staatsieherheit.livejournal.com 2017-05-08 09:36 am (UTC)(link)
Мой предыдущий комментарий возник после прочтения: "А через полчаса, по словам бабушки - повалили немцы. Их было очень много, машины, легковые и грузовые, многие солдаты играли на гармошках. Похожее описание я потом встретил в "Молодой гвардии"."...

А по поводу этого: "Все боялись румын. Говорили что они намного хуже немцев, жестокие, отберут все, изнасилуют, убьют. Видела их автоколонну - цыгане. "

Image

Image

"... - Одним словом, румын!" © Витя-"татарин" из фильма "Брат-2" )))))

[identity profile] techwork.livejournal.com 2017-05-08 10:12 am (UTC)(link)
Он не мог встретить войну награнице с Польшей - Польши тогда не было или он в 1939 воевал за Польскую Республику ?
109 высотный самолёт он не мог низко летать и ждать биплан. Тем более И-153. И-153 очень тяжёлая машина. Даже И-16 с трудом бились на средних высотах с 109 .


[identity profile] g-bureviy.livejournal.com 2017-05-08 01:57 pm (UTC)(link)
Ничего, Крым тоже переживет оккупацию и вернется в родную страну...

[identity profile] mikhail kutlimatov (from livejournal.com) 2017-05-08 03:54 pm (UTC)(link)
Здорово вам мозги з....ли. Примерно как немцам перед войной.

(Anonymous) 2017-05-08 08:18 pm (UTC)(link)
Малая Русь обязательно освободится от свидомой оккупации. Киев был русским и будет русским. Украинцы были русскими и будут русскими.

[identity profile] antiglupost.livejournal.com 2017-05-08 08:21 pm (UTC)(link)
Оккупацию он УЖЕ пережил, и в родную страну он УЖЕ вернулся

[identity profile] Игорь Тюков (from livejournal.com) 2017-05-11 12:49 pm (UTC)(link)
Когда окраину освободим от бандер, то сделаем из областей бывшей украшки российские губернии...

[identity profile] olga kharitonova (from livejournal.com) 2017-05-12 08:30 am (UTC)(link)
глупости не городи - Украине долго придется освобождаться от бандеровщины и ненависти, а вот когда освободится - будет нормальная страна, братская нам по крови - и это лучший вариант..... нам в России лишних губерний уже не надо.... нам своего хватает. а вот если попросятся к нам - тогда чего уж...))))))))))))))

(Anonymous) 2017-05-08 05:46 pm (UTC)(link)
Спасибо за рассказ

[identity profile] al0253.livejournal.com 2017-05-08 06:44 pm (UTC)(link)
Дед явно знал "прикуп".
А вот внук - лох.
Дед его "в украине быть НЕ МОГ. НА украине - вполне вероятно.
-
Так что брехня.

[identity profile] antiglupost.livejournal.com 2017-05-08 08:20 pm (UTC)(link)
Не раскрыта тема сегодняшних героев из ОУН-УПА. Неужели про них никто не рассказывал?

[identity profile] staatsieherheit.livejournal.com 2017-05-11 08:57 pm (UTC)(link)
Румыны, которых боялись. были не только страшными, но и смешными.
Самая наша пожилая сотрудница, 1929 года рождения, родом из Крыма (из крымских греков), рассказывала, что как-то в 1941 в дом ворвались румынские солдаты. и сразу кинулись искать что-то съестное - сожрали весь хлеб и брынзу, что нашли. А в миске на подоконнике стоял свекольный отвар - они решили. что это вино, и сначала подрались, чья будет добыча.
Потом победитель, поняв, как пролетел, разбил от злости эту глиняную миску и потоптался на ней.

Офицеры-румыны, по ее рассказам, считали своих солдат чуть ли не скотами, у них были отдельные и кухня, и другое качество формы. А солдаты производили впечатление просто деревенщины, трансильванских селюков... и вели себя соответственно.

[identity profile] Настенька Новикова (from livejournal.com) 2017-05-12 09:35 am (UTC)(link)
Если все так было хорошо ("Немцы, по воскресеньям, включали патефон/граммофон, у какого то здания комендатуры, танцы."), то не понятно почему "Наших встречали с огромной радостью, это было счастье и избавление."

Дальше - "Был староста - по словам бабушки, жители сами упросили его принять этот пост, он предупреждал о облавах для вывоза в Германию на работу. После освобождения города его не тронули." прямо, блин, отец родной!

Это не потому, что я злая, а потому, что явные несостыковки

[identity profile] zaika70.livejournal.com 2018-07-10 08:41 pm (UTC)(link)
Потому, что была ЖОПА - с голодом, холодом и прочими "прелестями". Румын бабка в 70е называла "пылесосы", т.к. тырили всё, что не прибито, а если прибито, то уносили с тем, к чему прибито. Если что, то мои эти же события пережили в Горском - совсем недалеко от Лисичанска.