watermelon83: (Default)
watermelon83 ([personal profile] watermelon83) wrote2025-07-07 09:53 am

Битва при Доркинге

fcacf654-d5f9-404a-850f-65c57c31b0be.png

Громче всех «держи вора!» кричат представители той же почтенной профессии, а англичане накануне Мировой войной любили расписывать гипотетические вторжения на Британские острова, породив жанр Invasion literature.

Начиналось же всё в 1871 году, когда май-баловник, май-чародей веял свежим своим опахалом. В редакцию Blackwood’s Edinburgh Magazine — мрачно-консервативного журнала, где печатались истеричные люди правых взглядов, уволенные за бездарность колониальные чиновники и будущие джингоисты, ковыляющей походкой сапёра вошёл аноним в чине подполковника.

Анонима звали Джордж Томкинс Чесни — военный инженер, он служил в Бенгальской армии, участвовал в подавлении Сипайского восстания, а затем по состоянию здоровья вышел в отставку и занимался теперь двумя вещами: преподаванием и предсказанием будущих ужасов, которые обязательно случатся с Британской империей, если не заняться её вооружёнными силами прямо сейчас, а ещё лучше — вчера.

Доведись подполковнику жить в постсоветской России девяностых годов XX века, и он пришёл бы в газету «Завтра», но вышло, как вышло.

Войдя в издательство, автор многочисленных военных прожектов, неизменно отправляемых под сукно, наконец-то нашёл людей, готовых его выслушать. Рукопись прочли, взяли в печать и выпустили под незатейливым названием «Битва при Доркинге». Успех превзошёл все ожидания — о которых мы, впрочем, можем только догадываться, но кто же из начинающих писателей не мечтает о славе? — и в течение следующих месяцев повесть стала темой номер один.

Восемьдесят тысяч проданных экземпляров только в первые недели, перевод на основные европейские языки, отдельные издания в Новом Свете и британских колониях. Гарри Поттеру и Джоан Роулинг такое и не снилось — чтобы сам премьер-министр отвечал на запросы в парламенте, действительно ли возможно описанное в книге?

О чём же она? Сюжет в общем-то прост, и нечего искать в нём литературных сокровищ: состарившийся очевидец битвы при Доркинге вспоминает в начале двадцатых годов XX века о событиях пятидесятилетней давности.

Тучи на политическом небосклоне сгущались, но Великобритания продолжала наслаждаться миром, слушая успокоительные речи либералов (а не бравых подполковников из Индии). Меж тем, уже отложилась Канада, решившая, что с США ей будет безопаснее, чем с экономящим на армии Лондоном, нарастали центробежные процессы и в остальных владениях Британской империи.

А что же правительство? Бездействует! В этот момент начинается восстание в Индии, куда более опасное, чем Сипайское. Лучшие войска Британии отправляются на подавление, другие всё ещё находятся в Канаде, а неизвестное европейское государство с немецким акцентом уже приступает к внезапному нападению без объявления войны.

(На самом деле разведка доложила точно, но безвластные министры ничего не предприняли, so typical.)

Первому удару подвергаются главные силы Королевского флота, расположившиеся в Ла-Манше. Гордые броненосцы (технически, впрочем, устаревшие, ибо проклятые либералы экономили и на эскадрах) не могут защитить меловых скал Дувра, потому что коварный враг применяет «фатальные машины» — подводные взрывные устройства, то ли мины, то ли торпеды.

Флот уничтожен и неприятель высаживается в Сассексе. Сорок тысяч солдат в пикельхаубе маршируют по английской земле — они эффективны, организованы, метко стреляют и пользуются телеграфом. Британцы телеграфом не пользуются, их командование растеряно, плохо обученные солдаты гарнизонов и ополченцы могут только слепо-храбро гибнуть.

Нарастает паника, жители Юго-Восточной Англии устремляется к Лондону, а остатки армии занимают оборону у Доркинга, где 20 мая разворачивается последнее сражение. Битва непродолжительна, поскольку немецкоговорящий противник обходит с фланга, сминая британскую оборону. Артиллерия разносит батальон за батальоном, управление войсками потеряно и спустя три дня солдаты кайзера победно входят в Лондон.

Англия теряет статус великой державы, теряет Британию, флот и все колонии. Отделяется даже Зеленый остров, на котором — ну кто же не знает этих ирландских пьяниц? — теперь царит анархия. Гибралтар и Мальту забирают себе немцы, заодно занявшие часть английских территорий на манер демилитаризованных зон.

Очевидец-автор не может скрыть дрожи в голосе. «Когда я смотрю на свою страну теперь — её торговля исчезла, фабрики молчат, гавани опустели, всё в нищете и упадке — и вспоминаю, какой была Великобритания в моей юности, я спрашиваю себя: есть ли у меня вообще сердце или хоть капля патриотизма, если я всё это увидел — и ещё живу?»

Самое же обидное, замечает он, так это то, что всё «было так легко предотвратить... мы сами довели до этого — своей близорукой беспечностью», ведь «народ не желал видеть, насколько искусственным было наше процветание — что всё держалось на внешней торговле и финансовом доверии».

...

На «Битву при Доркинге» немедленно ответили «Второй армадой», где уже Британская империя в одну калитку отбивала нападение США и Европы, а вышедший из анонимов подполковник стал генерал-майором и депутатом Палаты общин от консерваторов. Ломались копья, обсуждались возможности, традиция раз в два-три года выпускать что-нибудь военно-апокалиптическое прочно утвердилась.

Принято считать, что жанр Invasion literature закончился в 1918 году, но это, разумеется, не так. Впоследствии он перешёл к американцам и россиянам, мутировав среди последних в «попаданчество» и «военно-фантастическую прозу».

[identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com 2025-07-07 07:55 am (UTC)(link)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Армия (https://www.livejournal.com/category/armiya/?utm_source=frank_comment), История (https://www.livejournal.com/category/istoriya/?utm_source=frank_comment), Литература (https://www.livejournal.com/category/literatura/?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

[identity profile] holdsveiki.livejournal.com 2025-07-07 08:18 am (UTC)(link)

На «Битву при Доркинге» немедленно ответили «Второй армадой», где уже Британская империя в одну калитку отбивала нападение США и Европы, а вышедший из анонимов подполковник стал генерал-майором и депутатом Палаты общин от консерваторов.


Простите, таки подполковник стал вот этим всем во "Второй армаде" или вне её?


После 1918 в жанре отметились французы, но поскольку это было сопряжено с реалиями на земле и в бюджете, то не может считаться чистым полётом духа.


1897


Far called, our navies melt away,
On dune and headland sinks the fire.
Lo, all our pomp of yesterday
Is one with Nineveh and Tyre.


Вообще, к концу 19 века нервозность порой промелькивает во всяком.


[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2025-07-07 08:22 am (UTC)(link)
нет-нет, ответ был от недругов, а подполковник стал всем этим вне армады

[identity profile] redis.livejournal.com 2025-07-07 08:55 am (UTC)(link)

"организованы, метко стреляют и пользуются телеграфом"


Телеграмом же!

[identity profile] sakurovskiy.livejournal.com 2025-07-07 09:55 am (UTC)(link)

ЛУЧШЕ РАССКАЖИТЕ НАМ ПОЧЕМУ «Битву при Доркинге» ВЫЙГРАЛА РОССИЯ?

[identity profile] redis.livejournal.com 2025-07-07 10:19 am (UTC)(link)

СРОЧНО! РОССИЯ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ! ЕСЛИ РОССИЯ НЕ ПОБЕЖДАЕТ — ЭТО НЕ РОССИЯ!

[identity profile] holdsveiki.livejournal.com 2025-07-07 10:33 am (UTC)(link)

Пока немцы брали Лондон, русские войска вошли в Берлин. Государь так и сказал, что-де мы бы немцев без англичан победили, а англичан без немцев, но раз они друг с другом дерутся, то тут уже такое окно возможностей открывается, что никак нельзя туда не выпасть.

[identity profile] ben-huller.livejournal.com 2025-07-07 09:36 am (UTC)(link)
Читал я книжку из того мутного вала, но необычную тем, что рассказ велся со стороны вторженцев. Написал какой-то американец, и закрадывается ужасная мысль, что на полном серьëзе. Там лично бог поставил какого-то мелкого торговца или клерка, не помню, во главе США для великой миссии освобождения человечества от тиранов. Под человечеством понимались европейцы, потому что у всяких японцев с китайцами души нет, а под тиранами — вообще любые монархи, потому что американский автор был прост как пятицентовик, в сортах не разбирался и любого самого расконституционного мужика в короне считал навроде царя Ирода.

Вдохновившись великой целью, американцы сперва освобождают Ирландию от англичан, потом англичан от викторианского режима, а потом высаживаются на континенте и громят все европейские державы, кроме Франции и Швейцарии, потому как те уже тогда были республиками. В финале американцы сходятся в грандиозной битве с полчищами Российской Империи. Силы неравны, но на стороне прогресса русские офицеры из тайного общества нигилистов(!), которые в решающий момент убивают царя. Человечество освобождено, но в этот момент главный герой просыпается.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2025-07-07 09:40 am (UTC)(link)
есть еще — да много чего — гаррисона повесть, про то как янки с конфедератами объединяются и захватывают лондон

[identity profile] holdsveiki.livejournal.com 2025-07-07 10:36 am (UTC)(link)

Вообще не понятно, что им мешало это сделать до сецессии, а потом уже воевать между собой.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2025-07-07 10:41 am (UTC)(link)
ну там, емнип, войну спровоцировал знаменитый инцидент с эмиссарами конфедератов в европу — раздалась стрельба, погибли люди, королевский флот расхреначил побережье янки, а потом выяснилось что конфедератское

ах так, сказали американцы и т.д.

[identity profile] holdsveiki.livejournal.com 2025-07-07 10:48 am (UTC)(link)

А, ну непременно любое действие должно быть в ответку на обидку. Без обидки все мрачно лежат и помирают с голоду.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2025-07-07 10:49 am (UTC)(link)
без обидки нет благородства, одна только выгода

с другой стороны, обидка должна быть обрамлена последующей победой, а то будет как с сожжением сард

[identity profile] ben-huller.livejournal.com 2025-07-07 11:34 am (UTC)(link)
Три! Повести Гаррисона заграничные — три! Он это безобразие в трех томах накропал, как "Властелин колец". В защиту творца можно сказать, что сам он терпеть не мог всякий ура-патриотизм, милитаризм и конкретно американскую армию (после службы в ней), а про захват Лондона написал исключительно ради денег, без всякой искренности.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2025-07-07 12:49 pm (UTC)(link)
Так даже хуже (

[identity profile] holdsveiki.livejournal.com 2025-07-07 03:31 pm (UTC)(link)

У Гаррисона сама библиография воняет халтурой.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2025-07-07 03:38 pm (UTC)(link)
Да, есть такое — и очень много торговли именем.

[identity profile] livejournal.livejournal.com 2025-07-07 09:37 am (UTC)(link)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей (https://www.livejournal.com/ratings/?rating=ua) LiveJournal для Украины. Подробнее о рейтинге читайте в Справке (https://www.dreamwidth.org/support/faqbrowse?faqid=303).

[personal profile] borisk (from livejournal.com) 2025-07-07 10:32 am (UTC)(link)
Уже на рубеже 20 века тему обстебали Уэллс и Честертон.

[identity profile] holdsveiki.livejournal.com 2025-07-07 10:49 am (UTC)(link)

Вот они стебали, а чуете, как созвучны Доркинг и Дюнкерк?

[identity profile] ben-huller.livejournal.com 2025-07-08 06:10 pm (UTC)(link)
Дюнкерк это блестящая победа же.

[identity profile] holdsveiki.livejournal.com 2025-07-09 03:17 pm (UTC)(link)

Простите, это кто написал под вашим ником — Адольф Алоизович или УильямЛеонард Спенсер Рэндольфович Генриевич Спенсерович? Чё-то они в этой фразе шибко однодумственны.

[identity profile] alvaro-gorrion.livejournal.com 2025-07-09 10:08 am (UTC)(link)
А слово dork уже было тогда в английском? Если говорить о созвучиях.

[identity profile] holdsveiki.livejournal.com 2025-07-09 03:12 pm (UTC)(link)

оксфордский словарь говорит, что-де это североамериканизм, но созвучие, конечно, звучное.

[identity profile] alvaro-gorrion.livejournal.com 2025-07-09 04:47 pm (UTC)(link)

Да, в кино и сериалах это слово в основном употребляют американские школьники.

[identity profile] commentary-1.livejournal.com 2025-07-09 05:53 pm (UTC)(link)

dork(n.) "stupid person," 1967, originally U.S. student slang, perhaps from earlier meaning "penis" (1964), itself probably an alteration of  (https://www.etymonline.com/word/dick#etymonline_v_8536)dick (n.).