watermelon83 (
watermelon83) wrote2025-09-22 10:08 am
Entry tags:
Письмо в редакцию

С первых номеров редакция журнала «Спутник» и правление Агентства печати «Новости» увлеклись занимательностью, внешней стороной издания в ущерб его идейному содержанию. О том, как редакция реализует своё обещание выбирать из советской прессы всё самое интересное, чтобы они «смогли увидеть для себя увлекательный и волнующий мир России», свидетельствуют, в частности, статьи о лунатизме, о конкурсе джаза, о собаках, о бесплодии, обилие фотографий церквей, соборов и т. д.
В некоторых случаях редакция пытается потакать вкусам зарубежного обывателя. Так, в номере третьем (июнь 1968 года) на английском языке помещено цветное фото обнажённой девушки, иллюстрирующее пространную статью о женской красоте. В номере первом (январь 1968 года) на английском языке на обложке помещена цветная иллюстрация с выставки изделий кустарного художественного промысла. Картина воспроизводит уголок старой русской деревни, на заднем плане видна церковь, увенчанная красным флагом.
Неудачно решается в журнале и тема советского образа жизни. Так, поместив в номере первом за 1968 год статью из газеты «Правда» о жизни ивановских ткачих, редакция дала сноску: «Пара самых дорогих импортных ботинок стоит 40 рублей». Читатель журнала может прийти к выводу, что в семье из пяти человек, получающей 222 рубля в месяц, доход одного человека равен фактически стоимости одной пары обуви.
В тех немногих случаях, когда редакция пытается осветить международную жизнь, делается это без должной политической остроты. Так, в фоторепортаже о Вьетнаме (май 1968 года) нет ни одного снимка, показывающего результаты варварских бомбардировок самолётами США территории ДРВ. На работе журнала сказывается отсутствие специалистов. В редакции слаба партийная прослойка: из 55 человек членов партии — 14.
Это можно прочитать голосом Высоцкого («Дорогая передача...»), вообразив, что автор строчек — персональный пенсионер, некстати открывший «Спутник» на развязной девице в купальнике. Посмотрев на бесстыдно прикрытые прелести, он вспоминает, что при Сталине падали только цены, и пишет в ЦК КПСС. Там это читают, пересылают и благополучно забывают, ан — нет.
Пишет — и не письмо какое-нибудь, а докладную записку — заведующий Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС, бывший редактор всесоюзной газеты «Известия», кандидат экономических наук, доктор исторических наук, член Коммунистической партии с 1937 года, советский партийный деятель товарищ Степаков. Кто он, наш Владимир Ильич? Уроженец Калуги, опытный партийный работник, член Центрального Комитета.
Когда партия отправила на пенсию волюнтариста Никиту Сергеевича, хрущёвскому зятю Алексею Аджубею пришлось расстаться с креслом главреда «Известий». На укрепление кадров тогда бросили Владимира Ильича. Собрав партийный актив издания, новый редактор начал разговор с настороженного вопроса: — В агитпропе меня предупредили, что посылают в буржуазную газету. Это верно?
Журналисты заверили Степакова, что «Известия» всё-таки социалистические, но надолго удержать его в газете не смогли.
С 1965 года Владимир Ильич занимал пост главного советского агитатора, параллельно успев защитить докторскую диссертацию «Проблемы пропаганды марксизма-ленинизма в социалистическом обществе». Поэтому докладную записку от 5 июля 1968 года надо читать с осознанием того, какие выдающиеся люди занимались пропагандой и агитацией в брежневском Союзе. Это не ворчание плацкартного деда, не рассуждения любителя, а выверенное годами мнение профессионала, специалиста в своём деле.
Перед сыном Калуги открывались заманчивые перспективы, но его сгубила лошадь, оказавшаяся не той. Будучи сталинистом и немножко русским националистом, Владимир Ильич поставил на «железного Шурика» — Александра Шелепина. А ставить надо было на лично дорогого Леонида Ильича Брежнева, который разогнал всю «комсомольскую ватагу», а персонально Степакова отправил послом в Югославию, откуда тот вернулся на пенсию и Кунцевское кладбище.
Журнал «Спутник» продолжил публиковать материалы безыдейного содержания, предназначавшиеся зарубежным обывателям. Не надо было ставить на комсомольцев.
(с)
