watermelon83: (Default)
watermelon83 ([personal profile] watermelon83) wrote2015-01-08 10:10 am

Кто и зачем

- в ПМВ.

Центральные державы.

Гинденбург стал символом второй половины войны. Плотный, массивный, с толстой шеей и висячими усами прусского юнкера, он олицетворял тевтонскую тяжеловесность, являясь физическим выражением лозунга держаться! Старый, начинавший еще в Семинедельной войне солдат, был почти случайно приколочен вывеской к своему эффективному заместителю - этому заведению для респектабельности требовался фон (von). Не гений, но достаточно умный, чтобы правильно понимать свое место в этом бизнесе, Гинденбург верно шел вторым в ужасающей двойне, до тех пор пока жизнь не заставила его сделать выбор. Вся суть старого фельдмаршала выражена в деревянных статуях, установленных по всей империи.

Нервный, импульсивный и эмоционально неустойчивый Людендорф маскировал свой характер при помощи подчеркнутой невозмутимости, отсутствия друзей и крайней работоспособности. Его секрет прост - это был человек войны, смешения старого доброго оперативного искусства великого Молчальника и новых тотальных методов 20 века. Помимо того - он очень любил свою работу, такое тоже бывает. Одинаково эффективный как на поле боя так и в тиши штабного кабинета, Людендорф, в силу особенностей своей личности, был склонен к крайностям, пусть и обоснованным логически: надо довести усилия до предела и тогда мы победим. А если проиграем - да ведь это и так было неизбежно, чего же мы теряем? Не попробовав - не узнаешь, а сдаваться - глупо. С начала войны, вплоть до последнего года, этот меч разил не зная усталости. Наконец, когда он был занесен в последний раз, оказалось что рубили - гидру. Увы, меч так и не смог осознать, что он ничто без держащих его рук: остаток своих дней Людендорф провел пытаясь понять - как можно выигрывать все сражения и проиграть войну?

Австриец Гетцендорф был неким слепком вышеупомянутой двойни: пожилой господин старой школы обладал импульсивностью молодого полководца. Имея на руках войско, на котором экономили долгие годы, он ведет его решительно и смело, должно быть даже слишком. Тем не менее, как командующий союзными армиями, он вполне лоялен, что делает старому воину честь. Сложно требовать сверхэффективности от командующего армией нескольких государств и парой десятков языков, но Гетцендорф дотягивает до аэродрома на честном слове и одном крыле, успев увидеть крах как сербской, так и русской армий. Аэродром, правда, оказывается вражеским, но это уже совсем другая песня...

Плохо быть умной посредственностью. Фалькенхайн был грамотным, хорошо подготовленным командиром, несклонным к опрометчивым действиям и профессиональнее большинства полководцев Антанты. На фоне таких титанов военного дела как Френч или Эверт, он возвышается как Эверест над сортиром. Но - Ипр, но - Верден. Рассчитывая и оберегая силы, он ограничивал операции на Востоке, намереваясь вышибить из под ног Англии не Россию, а Францию, поставив Париж перед выбором: армия или Верден, Фалькенхайн, просчитавший все, от количества снарядов до количества потерь, не учел одного - изначальной иррациональности и алогичности людей вообще. Оказалось, что военная логистика это еще не все: они не пройдут! В итоге, Фалькенхайн победил в Вердене, но это стало ясно лишь после его смерти, в другой, второй войне.

Жизнь Энвер-паши неопровержимо доказывает, что 20 век был обречен на рождение тоталитарных, идеологических государств. Задолго до всяких большевиков и фашистов, Энвер и его турецкие товарищи запилили собственную партийную диктатуру, с чистками, особым путем и геноцидом по национальным и конфессиональным признакам. Благоговея как и все азиаты перед силой, Энвер долго колебался между дружественной, но непонятной морской мощью и хорошо знакомой, но враждебной сухопутной. Суша победила воду и турки вступили в войну на известной стороне, известным способом. Как военный командир, Энвер был полным нулем, ответственным за ряд поражений, но как протодиктатор, он был на своем месте: во многом благодаря его безумной энергии (плюс суховатые спецы из Берлина) турецкая армия сумела продержаться до окончательного краха Германии.

Как сразиться с превосходящим английским флотом и уцелев, типа победить? Шеер мог бы издавать подобные буклеты под своим авторством. Приняв смирившийся уже со своей участью и привыкший к постоянным английским зуботычинам надводный флот, он повел его на вылазку, оказавшуюся почти генеральным сражением и вписал себя на скрижали в Ютланде. Само сражение напоминало комическую драку квартирного вора с хозяином, проснувшимся не вовремя, но так как во-первых, воришка смог убежать, а во-вторых, в темноте расквасил хозяину нос - что же, трижды ура славному вору! Сам же Шеер, действовавший в стиле пьяного монаха, явно родился с характеристикой +7 к удаче. Хорошо, что он был именно германским адмиралом, любой другой закончил бы прямо там, а возможно - и не начинал бы.

[identity profile] eugen-pinak.livejournal.com 2015-01-08 07:41 pm (UTC)(link)
Да ладно Вам мне льстить - я же уже Вас зафрендил ;)))

А если серьёзно - по ПМВ я разбираюсь немного только в моих любимых итальянцах и в плане Шлиффена (да и то не до конца). Так что по пониманию большинства вопросов ПМВ я не намного выше среднего чайника.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2015-01-08 07:43 pm (UTC)(link)
вот кстати, интересно узнать - как вам Кадорна?

[identity profile] eugen-pinak.livejournal.com 2015-01-08 08:18 pm (UTC)(link)
Сложно сказать, но у меня Кадорна вызывает подобие того крота из анекдота, который мог копать, а мог - не копать. Больше ничего он делать не умел. Хотя стратегически его позиция была очень хреновая, да и за довоенную экономию на армии пришлось платить жизнями солдат - меня не покидает ощущение, что его рецепты и в оперативной, и в тактической сфере сводились к "давайте попробуем ещё раз". Ну и тот факт, что он прозевал два неприятельских наступления из двух проведённых противником в его зоне ответственности, тоже говорит не в его пользу.

[identity profile] watermelon83.livejournal.com 2015-01-08 08:36 pm (UTC)(link)
---

мне к слову, иногда кажется, что его драконовская дисциплина, вкупе с провалом, произвели такой эффект, что он сказывался и во ВМВ

[identity profile] eugen-pinak.livejournal.com 2015-01-08 09:10 pm (UTC)(link)
Мне так не кажется. Уже Диац вкупе с изменившейся ситуацией на фронте дисциплину изрядно попустили, но без падения боеспособности армии. А после войны общая тяга к реформаторству была вызвана не столько комплексами ПМВ (это, впрочем, у всех было), сколько желанием создать идеальную армию за небольшие деньги, ну и опытом "фашистских войн".