watermelon83: (Default)
watermelon83 ([personal profile] watermelon83) wrote2020-09-14 09:27 am

Белорусские тезисы

- часть вторая. Первая, вместе с белорусским общественным договором "картошка - голоса", лежит тут.




Здравые мысли - злопыхатели назвали бы их банальностями, но уровень злопыхательства в последние годы пал так низко, что ничего страшнее "высера" нам не грозит - высказанные мною месяц назад относительно развернувшихся в Белоруссии событий, сводились к четырем пунктам: 1) белорусам потребовалось огромное мужество для того, чтобы выйти на бой с отлаженной карательной машиной Лукашенко, 2) Россия пока не поддерживает официальный Минск - и, наверное, не станет этого делать, 3) предыдущий пункт совершенно не означает, что Украина должна выступить в защиту "батьки", 4) после падения ополоумевшего диктатора РБ останется сателлитом РФ.
Итак, три констатации и одно предположение, оказавшееся ошибочным. Медленно, не спеша и, видимо, без особенного удовольствия, но россияне двинулись в поход.

Почему? Почему российская "глубинка" не поддержала белорусский протест на эмоциональном уровне - совершенно очевидно и не слишком интересно (мнения россиян вообще мало кому любопытны, включая и самих россиян). Для определенной группы населения РФ Белоруссия представлялась примерно тем же, чем была для русских крестьян XVIII века та вымышленная земля изобилия, без крепостного права и солдатчины. В последние годы этот мираж манил уже не так сильно, как в начале нулевых, но все же и сегодня достаточно недолго побыть в России, чтобы понять почему истории о сказочной славянской/советской республике за семью морями, то бишь регионами, остаются привлекательными в глазах жителей РФ.

В этом смысле, можно уверено предсказать, что ставший уже классическим текст "За какие грехи убили Каддафи", впоследствии будет распространен и на "батьку": окажется, что Лукашенко лично вручал молодоженам по трактору "Беларус" и десятке тысяч долларов (этот неизменный подсчет в валюте немного умиляет). Все это психологически очень понятно и проходит по тому же разделу, что и вера в неслыханное "грузинское чудо": противоречащие убежденности факты игнорируются, объективный подход напрочь отрицается - уверуй полностью или гори целиком, третьего не дано.

Но это мнение масс, безрадостное положение которых наложилось на созданную пропагандой картинку коварных щупалец, тянущихся из американского госдепа прямо в Минск - а что же до позиции Кремля? Месяц назад я писал, что весь вопрос в том: "достаточно ли в Москве умны, чтобы не связывать себя с потерявшим всякое лицо "картофельным диктатором" - или все-таки нет?" И далее: "если нет, то действия РФ очевидны, но это уж как-то совсем глупо - зачем им привязывать к тесным связям... эту политическую гирю?"

И в самом деле, зачем? Самое очевидная, лежащая буквально на поверхности причина: солидарность режимов, не желание создавать прецедент. Откажись Россия и дальше поддерживать Лукашенко - сумел бы он удержать власть до сегодняшнего дня? Возможно и сумел бы, но это был бы совсем другой диктатор - думающий о парашюте, о том как выйти из сложившейся ситуации без окончательного краха. Я не буду сейчас приводить сравнительный анализ риторики Лукашенко до того, как он уверился в поддержке россиян, и после - любой мало-мальски наблюдательный человек заметит разницу между растерянными уговорами подождать "конституционную реформу" и африканскими прыжками с автоматом Калашникова.

Очевидно и то, что без поддержки россиян белорусские силовики не решились бы действовать в прежнем стиле и дальше. Власть "батьки" рассыпалась прямо на глазах и это действительно было "чудом" - одним из тех чудес, что регулярно происходили и будут происходить в человеческой истории. В этом смысле, очень характерным является лицо Рожина, одного из пассажиров плывущего в бурных водах современных событий российского интеллектуального ковчега. Вы, конечно, понимаете о чем я:

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.


На днях Бориска выложил у себя глубокомысленный текст некоего автора, запоминать фамилию которого мне кажется совершенно бессмысленным: несвязно и с повторениями, плохо владеющий искусством складывать буквы в слова, а те - в предложения, создатель текста с упорством вбивал в деревянные головы читателей нехитрый тезис - сменяемость власти дело совершенно ненужное и прямо-таки опасное, чреватое всяческими неприятностями. Иногда виртуоз алфавита разбавлял свои чисто теоретические построения конкретными примерами из истории и выходило нечто совершенно замечательное, вполне достойное цитирования: "история не знает ни одного лидера государства, который сделал бы что-либо великое или выдающееся для своего народа за срок, не превышающий десять лет".

И в самом деле, звучит убедительно, особенно если проиллюстрировать конкретными примерами. Скажем, министр-президент и канцлер Бисмарк, 1863 - 1873 гг., или король Фридрих-Вильгельм I, 1713 - 1723 гг. Но это Европа, там все с гулькин нос - быть может примеры из российской истории будут послужат лучшим образом? Иван Грозный, 1546 - 1556 гг. - реформы, разгром Казанского ханства... а затем марш-марш на Ливонию и т.д., и т.п. Екатерина II, Николай I и другие...

Но Бог с ними, с правителями прошлого: кто же будет спорить с тем, что умный человек может за двадцать лет добиться большего, чем за десять? Другое дело, что Рожин и его автор пускаются в примитивную подтасовку: во-первых, они прямо обещают, что это обязательно произойдет, что беспрерывное пребывание у власти само по себе является гарантией успешности, чего в истории совершенно не наблюдается, а во-вторых, они утверждают, что за более короткий срок добиться чего-либо стоящего попросту невозможно. И первое, и второе является ложью, необходимой им для вполне очевидного вывода.

Вот уж действительно, -

Свиная котлета и порция риса —
Лучший памятник на могилу Бориса.


Между тем, сменяемость власти, наверняка представляющаяся Рожину и его сотоварищам в виде злого джина из бутылки, которую надо запрятать подальше, как кощеево яйцо, такая же часть нашей жизни, что и смена времен года. Отрицать ее глупо - она все равно будет происходить, посредством всеобщего тайного и равного или методом плаща и кинжала. Возможно, кому-то не нравится зима, но это не означает, что ее можно игнорировать, выходя на улицу в шортах и майке.

Даже Лукашенко - а это был довольно крепкий автократ, - не в силах законсервировать сложившееся в середине девяностых годов прошлого века внутриполитическое положение РБ. Меняются поколения, меняются внешние и внутренние условия, костенеет лишенная возможности самообновляться власть - действуют и прочие факторы, известные во все времена. От белорусского президента зависело иное - за годы до сегодняшних событий он мог способствовать тому, чтобы перевести общественный диалог с площадей на площадки, но именно эту возможность Лукашенко всегда отвергал, полагая себя вполне обеспеченным на случай любого "гражданского неповиновения". В результате, вышел классический пример с диктатурой пережившей саму себя: кокон, который отказывается выпускать бабочку.

И тут мы вновь обращаемся к белорусским событиям в контексте решения Кремля поддержать Лукашенко: как бы ни был он - предположительно - неприятен Путину, наверняка давно уже недовольному слишком вольным в своей риторике "колхозником", задача сохранить целостность кокона оказалась в глазах кремлевских небожителей в большем приоритете, нежели замена слишком возомнившей о себе марионетки на более послушную фигуру. Видимо сама картина, на которой народ мирно избавляется от спятившего диктатора, оказавшегося бессильным несмотря на все свои зубастые карательные структуры, стала для Кремля невыносимой - по совершенно понятным причинам.

Пришлось действовать - топорно и даже убого (ну что это такое - отправка вспомогательных пропагандистских батальонов в Минск? курам на смех), с огромными потерями для репутации, для будущего российско-белорусских отношений и прочего.

Однако, означает ли это, что "династия Лукашенко" утвердилась в Минске на веки вечные? Вопрос, разумеется, риторический - более того, хотя рядовые пропагандисты РФ, еще вчера поднимавшиеся в "информационную атаку", уже во всю трубят отбой, нельзя быть уверенным даже в том, что нынешний протест закончился. Такие события имеют свойства колебаться и разочарование российской поддержкой Лукашенко вполне может оказать совершенно противоположный ожидаемому эффект - отчаявшись, люди способны на многое. Августовский крах режима не остался незамеченным и отыграть назад в полную силу уже не получится - по крайней мере, на нынешнем уровне насилия.

Помимо этого, Лукашенко не следует слишком обольщаться прибытием на поле боя больших российских батальонов: как уже говорилось, они спасают не его, а "принцип". Кто знает, что случится лично с ним, если белорусское движение будет подавлено - тогда, продемонстрировав всем, что власть в России не запугать мирными демонстрациями, в Кремле могут избавиться от ставшего ненужным и слабым "батьки": будет ли это сделано "прилично", на недавний казахский манер, или в духе нынешних методов, с внезапным и резким ухудшением здоровья Лукашенко - вопрос второстепенный.

Что же, поживем - увидим.


Post a comment in response:

If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting