Dec. 25th, 2025

watermelon83: (Default)
Немного о республиканцах, протекционизме и союзниках
(к Трампу, тарифам, линкорам и дипломатическим переменам)

К середине XVII века голландские корабли можно было увидеть по всему миру, а в Северном и Балтийском морях суда Нидерландов обладали почти что монополией на перевозки. В Гааге были уверены в будущем: даже объединившись, все страны Европы, включая и Испанию, не достигали общего тоннажа торгового флота республики. После побед над испанцами моряки Нидерландов пользовались грозной репутацией, а последствия гражданской войны в Англии привели к тому, что к началу пятидесятых годов на два английских военных судна приходилось три голландских.

В республиканском Лондоне без всякого удовольствия наблюдали за расцветом Нидерландов.

Осенью 1651 года английский парламент проголосовал за предложенный Кромвелем «Навигационный акт», смысл которого заключался в своеобразном «морском протекционизме», направленном против Нидерландов. Помимо серьёзного удара по голландской торговле, акт обращался к славным временам короля Иоанна Безземельного, требуя от иностранных судов приспускать флаг в английских морских водах, без уточнения границ последних. Не объявляя войны, англичане начали захватывать голландские суда в Ла-Манше и Северном море.

Летом 1652 года бортовой залп флагмана голландской эскадры положил начало Первой англо-голландской войне. Действия английского флота, направленные главным образом против торгового судоходства, вполне соответствовали целям Лондона. Всеобщее удивление вызывало то, что «морские генералы» Кромвеля — сухопутные командиры, назначенные им на должности адмиралов, — оказались весьма успешны в незнакомом для них ремесле, выиграв шесть из девяти сражений той войны.

Обнаружилось, что голландские линейные корабли уступают англичанам в огневой мощи, а призыв «купцов» в строй нарушил управляемость эскадрами.

И в Мадриде, и в Париже пристально следили за событиями. В Испании надеялись на то, что англо-голландская война неизбежно вовлечёт в свою орбиту Францию, остававшуюся союзницей Нидерландов. Публичная риторика Кромвеля, в 1653 году разогнавшего парламент, чтобы занять положение всесильного лорда-протектора, и в самом деле подчас принимала резко антифранцузский характер, так что поспешившее признать Английскую республику испанское правительство предложило Лондону альянс — и Кале.

Испанцы обманулись в своих расчётах. Оценив положение, кардинал Мазарини отказался от поддержки островных роялистов, начав тайные переговоры с английским лордом-протектором. В свою очередь, угрожая Парижу сближением с Мадридом, Кромвель стремился добиться от французов лучших условий — и не более того. Его отношение к Испании, определяемое пуританским протестантизмом, было вполне определённым — он не желал союза с «папистской страной». Напротив, рассчитывая атаковать испанские колонии в Новом Свете, протектор не собирался затягивать войну с голландцами.

К этому времени обе стороны понесли большие потери, не добившись решающего успеха. Британское Содружество находилось, однако, в лучшем положении, нежели Республика Соединённых провинций. Конфедеративная структура Нидерландов, зависевшая от решений более чем десятка региональных правительств, уступала по-военному организованному протекторату. Страдала торговля, и куда более богатые голландцы первыми заговорили о мире. Кромвель, надеявшийся привлечь Нидерланды к предстоящей войне с Испанией, охотно пошёл на переговоры.

Вестминстерский договор, подписанный весной 1654 года, подвёл итоги двухлетнего противостояния.

Нидерланды признали формальное главенство английского флага в Ла-Манше и прибрежных водах Содружества, но уклонились от военного союза. Протектор проявил не свойственную ему готовность к уступкам, справедливо полагая, что основная цель войны — подорвать развитие голландской морской торговли — была достигнута самим ходом боевых действий. Англичане де-факто пошли на отмену ряда положений Навигационного акта, рассчитывая вернуться к нему «после Испании».

Голландцы, объявившие амбициозную программу военно-морского строительства, — тоже.
watermelon83: (Default)

Кремль резко отреагировали на рождественское выступление Владимира Зеленского, назвав его «малоадекватным человеком».


...

Вполне допускаю, что обида искренняя — и потому вдвойне смешная. Пыне публично пожелали сдохнуть — и не иноагент какой, ни ноунэйм из интернета, а президент. «Да», Украины — «нелегитимный», «клоун» и практически криворожский Гитлер, но все-таки человек «из круга».

Я уверен, кстати, что нашлось немало «хорорусов», написавших что-то вроде «ну это уже слишком» или «хорошо, но неправильно». Потому — что, потому — то, потому — кудах-тах-тах-тах, мы политически грамотные россияне, мы все взвесим и развесим.

Между тем, речь идет о человеке, который публично рассуждал о том, что в случае ядерной войны сотни миллионов людей «сдохнут». Это, если говорить о политесе, опуская то обстоятельство, что президент всех россиян — военный преступник и массовый убийца.

Зачем же желать такому человеку смерти?

Вообще, говоря ретроспективно, российские «лидеры» уже много лет прибегают к крайне оскорбительной риторике. Им это явно нравится, и никакого «симметричного ответа» они никогда не получали. Они росли как тот киплинговский кобель, что не нажрался вовремя ваксы.

А зря. Это была большая ошибка, да и просто маркер. И дело тут совсем не в воспитании: нигде не воспринимали это как мудрость — и прежде всего в Кремле. Пыне уже давно надо было пожелать сдохнуть самому, не утягивая за собой сотни тысяч.

Глядишь — и сработало бы.

Profile

watermelon83: (Default)
watermelon83

January 2026

S M T W T F S
    1 2 3
4 567 8 910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 16th, 2026 01:18 pm
Powered by Dreamwidth Studios